Добавлен: 12.06.2015 23:04:19Интересно, кто в Советском Союзе был самым первым коллекционером масштабных моделей автомобилей? Гордым обладателем собрания уменьшенных копий автомобилей, тракторов, локомотивов, вагонов и прочих машин неожиданно оказался... ни кто иной, как Иосиф Виссарионович Сталин!
К своему 70-летию, торжественно отмечавшемуся в декабре 1949 года, вождь народов получил громадное количество мыслимых и немыслимых подарков, среди которых вырисовывалась настоящая коллекция отличных моделей колёсных транспортных средств. Работники больших и малых заводов дружно преподносили товарищу Сталину макеты своих машин, но особо отличился коллектив Горьковского автозавода имени Молотова. Подарок от ГАЗа оказался небольшой коллекцией масштабных моделей и настоящим произведением искусства в одном лице.
В основе композиции лежал круглый подиум с прозрачной колонной посередине, которую венчала пятиконечная звезда. Вокруг колонны по вьющейся спирали вверх ехали друг за другом модели шести автомобилей Горьковского автозавода, символизируя марксистскую теорию развития по спирали. Внизу, на самом подиуме, как первая ступень эволюции —легковой ГАЗ-А, перед ним — «полуторка» ГАЗ-АА, далее виток — заехавшая на спираль эволюции «Эмка», впереди — новые витки: ГАЗ-51, «Победа» и, как высшая ступень, новинка завода, ЗИМ.
Причём композиция получилась «на вырост» — до вершины колонны хватало места навить новые витки спирали и установить машины новых моделей, какие ещё только увидят свет в будущем. По подарочной пирамиде можно наглядно изучать историю завода. С легкового ГАЗ-А и 1,5-тонного ГАЗ-АА всё начиналось в 1932 году. Не менее знаменитая «Эмка» ГАЗ-М1 обернулась новым витком спирали.
Несмотря на внешнее сходство с «Фордом», её уже полностью разработали на ГАЗе. Она отличалась принципиально новым шасси, лучше приспособленным к тяжёлым дорогам, капитально переработанным по сравнению с ГАЗ-А и ГАЗ-АА двигателем, комфортабельным закрытым кузовом. С 1936 по 1943 годы «Эмка» успела стать самым популярным легковым автомобилем довоенного СССР и, вместе с «полуторкой», одним из символов Великой Победы.
Спираль с моделями не сделали статичной — она вращалась вокруг центрального столба. Точные данные о масштабе, в котором выполнены машины, в исторических источниках 1949 года отсутствуют. Но фотографии демонстрируют, что от низших к высшим виткам поднимались далеко не крошечные автомобильчики вроде сегодняшних 1:43, а внушительные модели никак не меньше современного масштаба 1:18, а, скорее всего, даже более крупного, может даже 1:10. Во всяком случае, размеры подарка получились титанические. Нельзя не восхищаться острым глазом и золотыми руками модельщиков Конструкторско-экспериментального отдела (КЭО) ГАЗа, изготовивших отличные копии легковушек и грузовиков. Впрочем, ничего удивительного здесь тоже нет. На заводе работали мастера-виртуозы, по эскизам и чертежам конструкторов строившие десятки, если не сотни макетов перспективных автомобилей из дерева и гипса в масштабах 1:10, 1:4, и, конечно же, в натуральную величину. Ведь конструкторы должны были оценить, как будет выглядеть тот или иной вариант будущего автомобиля не на ватмане и плазе, а в объёме. А по образцу натурных макетов потом вырезались из ценных пород дерева эталонные мастер-модели внешней поверхности кузова, жизненно необходимые для производства, причём на ГАЗ за такими моделями приезжали конструкторы и технологи с самых разных заводов страны.
Постоянно изготавливая новые макеты машин, заводские умельцы до блеска оттачивали свои навыки, и их работу можно было с гордостью представить даже любимому и уважаемому вождю всех народов.
Внизу на подиуме подарка красовалась знаменитая цитата из речи товарища Сталина: «У нас не было автомобильной промышленности, у нас она есть теперь». В фондах Политехнического музея, куда передавались «технические» сталинские артефакты, уникальная спираль отсутствует. Но в то же время нет никаких сведений о её уничтожении! Более того, нет документов, прямо указывающих, что этот экспонат списали, или передали в какой-то другой музей!
Добавлен: 05.07.2015 19:56:42Коллеги с Астаны ,обращаюсь к вам ! Случайно не кто не может дать номерок "Авторазборки" где продают контрактные двигателя для машин с Европы !? Говорят они у вас ощутимо дешевле чем в других городах . Если кто располагает такой инфо,пишите в л.с буду оч.благодарен !
Коллеги с Астаны ,обращаюсь к вам ! Случайно не кто не может дать номерок "Авторазборки" где продают контрактные двигателя для машин с Европы !? Говорят они у вас ощутимо дешевле чем в других городах . Если кто располагает такой инфо,пишите в л.с буду оч.благодарен !
Добавлен: 08.07.2015 21:29:48отличное авто, что на переднем плане, что на заднем, нынче редкость... сколько не пробовал, название авто к сожалению не читается....
отличное авто, что на переднем плане, что на заднем, нынче редкость... сколько не пробовал, название авто к сожалению не читается....
Ленинград, написано)по номерам понял что советское авто) вроде бы)) Последний раз редактировал(а): sashka (08.07.2015 21:37:12). Всего редактировалось: 1 раз(а).
Добавлен: 08.07.2015 22:09:14Этот громадный двухместный спорткар сконструировал и построил житель города на Неве А.Бабич. Он жаждал иметь быстроходный самодельный автомобиль и выбрал для него двигатель от представительского ГАЗ-12 (3,5л 90л.с). Вскоре на моторы для автомобилей-самоделок были введены жесткие ограничения по мощности (власти явно не хотели чтобы в распоряжении обычных граждан имелись быстроходные автомобили). Однако Бабич успел вовремя.
Кстати. "Ленинград" — отнюдь не первое его творение. Еще в 1952 году он разъезжал на спортивной самоделке с V2 от мотоцикла. Но она была тихоходом, а вот "Ленинград" развивал солидные 130 км/ч.
P.S: Вот так хоронили на зачатии наш автопром… А могли бы с помощью наших гениев догнать и обогнать Форды мустанги, Доджы и прочие авто.